Рассказываем

Правозащитницы, писательницы и журналистки: истории женщин семьи Евгении Беркович

8 июля 2024 года театральную режиссерку Евгению Беркович и драматурга Светлану Петрийчук приговорили к 6 годам колонии по делу о спектакте «Финист Ясный Сокол». В семье Беркович четыре поколения женщин так или иначе сталкивались с давлением государства. «Первый отдел» рассказывает их истории.

Евгения Беркович родилась в Ленинграде в 1985 году в семье поэта и прозаика Бориса Берковича и правозащитницы и журналистки Елены Эфрос. В одном из интервью Евгения рассказывала: «Моя семья состоит из журналистов, правозащитников, писателей, учителей, диссидентов».

Елена Катерли

Елена Катерли

Прабабушка Евгении — Елена Катерли — родилась в 1902 году в Иваново-Воскресенске (г. Иваново). Ее двоюродный брат — Лев Андреевич Арцимович — академик, один из создателей водородной бомбы. Катерли начала журналистскую карьеру в 1927 году: работала в газетах «Ленинградская правда», «Резец» и «Ленинград». Помимо этого, Елена писала книги, например, «Парню можно — девушке нельзя» и «День вчерашний: Как жили рабочие при царе».

В 1933 году Елена вышла замуж за Соломона Фарфеля — журналиста и писателя. Фарфель писал под псевдонимом «Семен Самойлов» в газете «Ленинградская правда». В 1938 году его уволили оттуда за отказ сменить фамилию: «Помню, как отец с негодованием рассказывал маме, что его и еще нескольких сотрудников вызвал к себе главный редактор и предложил им поменять фамилии. Как я узнала гораздо позже, им было сказано, что в редакции слишком много журналистов с еврейскими фамилиями. Подписывались они обычно псевдонимами, псевдоним отца был — Самойлов (деда звали Самуилом), но этого оказалось недостаточно — нужно было сменить фамилии в паспортах, чтобы от еврейства и следа не осталось. Помню, отец говорил, что кто-то согласился сразу, кто-то отказался, а он попросил день на размышления. Оставить в паспорте фамилию отца — Фарфель — родители решили сразу и бесповоротно, мама громко возмущалась, а отец назвал главного редактора сукиным сыном», — писала Нина Катерли, дочь Елены и Соломона, в рассказе «Война и кусочек мира».

Елена Катерли была ярой последовательницей большевизма: в 1936 году во время «процесса шестнадцати», также известного как процесс над «Антисоветским объединенным троцкистско-зиновьевским центром», Катерли написала статью «Враг на важнейшем участке идеологического фронта». Журналистка писала: «В ряде издательств Ленинградского Дома Книги обнаружены ловко притаившиеся враги, контрреволюционные троцкистско-зиновьевские подонки. Они сидели на ответственной работе и пользовались неограниченным доверием ротозеев».

Во время войны Елена сначала уехала в Ивано-Воскресенск вместе с 7-летней дочерью Ниной, где работала в местной газете и на радио. Соломон остался в Ленинграде — он был мобилизован и служил в редакции газеты «На страже Родины», где заведовал отделом агитации и пропаганды. В марте 1942 года Елена Катерли вернулась по Дороге жизни обратно в оккупированный Ленинград работать вместе с мужем.

Главный редактор фронтовой газеты «На страже Родины» рассказывал: «Ворвалась в редакцию с заплечным мешком, вообще не позаботилась о получении продуктовых карточек и сразу потребовала, чтобы ее отправили на передний край. Я ответил, что это не женское дело — лазать по окопам и ходам сообщений: будете освещать жизнь города, это тоже фронт <…> Добросовестно разрабатывая “внутреннюю” ленинградскую тему, писательница настойчиво требовала, чтобы ее уравняли в правах с военнослужащими и посылали на передний край. Пришлось согласиться, и редакция от этого, конечно, не проиграла. В своем видавшем виды полушубке, который ей выдали зимой интенданты, Катерли стала часто появляться на передовой. Она бывала в окопах и в блиндажах, на огневых позициях артиллеристов и всегда привозила в редакцию интересные, яркие очерки».

В 1943 году Елена опубликовала свою первую художественную книгу «Некрасов», которую начала писать еще до начала Отечественной войны. После выхода романа подверглась критике со стороны советского Союза писателей за недостаточно «канонический» образ и излишнее внимание к личной жизни поэта. «”Некрасова” выпустили в издательстве “Советский писатель” в 1946 году после переделок, которые, считала мама, безнадежно изуродовали роман», — рассказывала ее дочь Нина Катерли. Елена выпустила еще 6 романов после 1946 года.

Когда началась борьба с «безродным космополитизмом», Соломон перешел из редакции «На страже Родины» в адъюнктуру Военно-педагогического института, однако скоро был оттуда отчислен. Вскоре его перевели в Уральский военный округ с партийным выговором, где он работал секретарем редакции военной бригадной газеты. Чтобы увидеться с мужем, Елена Катерли ездила на Уралмаш собирать материал для своей работы.

Катерли благоговейно относилась к «отмененной» в Советском союзе Анне Ахматовой, а после смерти Сталина, когда репрессированные начали возвращаться из лагерей, приютила у себя дома подругу, отсидевшую порядка двадцати лет.

Нина Катерли

Нина — дочь Елены Катерли, родилась в 1934 году в Ленинграде. Она окончила Технологический институт им. Ленина и 15 лет проработала в разных НИИ. На пятом курсе она познакомилась со своим вторым мужем Михаилом Эфросом, отцом Елены: «Стать театральным режиссером так и не пришлось. Поступать в театральный институт он больше не пытался — поумнел. Как и я, окончил технологиче­ский институт, создав и там эстрадный театральный коллектив. Мы учились на разных факультетах и познакомились только перейдя на пятый курс — Эфрос был знаменитостью, я только и слышала о поставленных им капустниках и — что “Мишка Эфрос — самый остроумный человек в институте”». Муж Нины мечтал о карьере режиссера, но несмотря на отлично сданные экзамены, в институт его не приняли по пятому пункту — то есть из-за национальности. Эфрос был евреем. Его дочь, Елена Эфрос, потом будет рассказывать, что Женя Беркович своей любовью к театру пошла именно в него.

В 1973 году Нина Катерли при поддержке диссидента и писателя Сергея Довлатова выпустила свой первый рассказ «Добро пожаловать». В общей сложности Нина выпустила 15 произведений в жанрах фантастического реализма, психологической прозы и документалистики. Борис Стругацкий писал о ее романе «Тот свет»: «Мы забыли о том, что кроме Москвы и Петербурга, существует еще и Россия. Мы почти ничего не знаем о ней. И такие романы, как “Тот свет” напоминают нам о том, что мы забыли, и о том, чего мы, может быть, никогда не знали, но о чем должны знать и помнить всегда».

«Я помню эти кухонные разговоры и машинописные произведения Нины, которые передавались друзьям, помню наши переживания по поводу ее первых публикаций», — рассказывал литературовед Константин Азадовский. Проза Нины Катерли печаталась в самиздате и даже была переведена на английский, французский, немецкий, китайский, чешский языки. В начале 80-х писательница выпустила фантастическую повесть «Червец» об абсурдной реальности типичного советского НИИ, где в том числе коснулась и еврейского вопроса. Чуть позже вышла повесть «Треугольник Барсукова» — ее в переводе напечатали в американских и английских журналах. Произведения Катерли стали причиной, по которой ее вызывали на «допросы» в КГБ. А интерес со стороны спецслужбы отсрочил на два года ее вступление в Союз писателей СССР.

Нина Катерли

Помимо этого Нина Катерли — правозащитница и антифашистка. Она выпустила десятки статей о борьбе за права человека и нацизме в России. В одном из первых материалов на эту тему — «Дорога к памятникам» — Катерли обвинила автора книги «О классовой сущности сионизма» Александра Романенко в антисемитизме и нацизме. Романенко в ответ подал на нее иск о клевете. Так в жизни Нины начался двухлетний процесс, закончившийся тем, что Романенко отозвал иск. «Для того, чтобы тогда, двадцать лет назад, не только открыто выступить против одобренной обкомом КПСС книги Романенко, но и вести судебный процесс, требовались огромное мужество, выдержка и стойкость. И Нина Семеновна проявила все эти качества в полной мере», — говорила Валентина Узунова, старший научный сотрудник Кунсткамеры. Подпись Нины Катерли можно обнаружить под большинством открытых писем в поддержку политзаключенных и против нарушений прав человека.

Нина Катерли умерла 20 ноября 2023 года. Чтобы Женя Беркович смогла проститься со своей бабушкой, более 20 режиссеров, актеров и общественных деятелей подписали открытое письмо уполномоченной по правам человека Татьяне Москальковой. В последний момент Беркович все таки получила разрешение. 25 ноября ее привезли из московского СИЗО в Санкт-Петербург. «Ее везли в автозаке 14 часов, в туалет вывели один раз. Она мне сказала, что совершенно измучена, но что уже прооралась и теперь спокойна, «мне сказали – держать себя в руках, и я держу». Дали ей со мной пообщаться, поговорить», — говорит мама Беркович Елена Эфрос.

Елена Эфрос

Елена Эфрос родилась в 1959 году все там же, в Ленинграде, в семье Нины Катерли и Михаила Эфроса. Елена — правозащитница и журналистка. В 2015 году она создала проект «Сказки для политзаключенных», который поддерживает политзаключенных письмами с воли. Тогда, в 2015-ом, он был ориентирован на узников Болотного дела, но довольно скоро список стал пополняться и другими политическими делами.

«Последние семь недель ряды политических заключённых, которым мы пишем письма поддержки, или которым обязательно будем писать, ежедневно пополняются десятками участников антивоенных акций. На них завели уголовные дела по новой статье 207.3 УК РФ ― распространение т.н. “фейков” о российской армии. Эта статья — фактически калька с советской 190-1 УК РСФСР: “Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй”. А то и 70-й статьи, она же бывшая 58-я: “Агитация или пропаганда, проводимая в целях подрыва или ослабления Советской власти… распространение в тех же целях клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй», — рассказывает Эфрос.

Елена Эфрос (слева)

Утром 4 мая 2023 года в петербургскую квартиру к Елене Эфрос и Нине Катерли заявились силовики. В ходе обыска, который длился 28 минут, у женщин изъяли два ноутбука, ни один из которых не принадлежал Беркович. “Женя давно живет в столице, а не с нами, она уже даже не прописана в этой квартире. В гостях внучка бывает нечасто. Последний раз приезжала две-три недели назад. Если оценивать ситуацию в целом, она отвратительна. Но я давно уже с отвращением наблюдаю за всем, что происходит сегодня в России. Дело об оправдании терроризма за спектакль вообще не укладывается у меня в голове. Хотя чего другого можно было ожидать в этой стране? Посмотрим, что будет дальше”, — рассказала Нина Катерли.

Сцена из спектакля «Финист Ясный Сокол». Источник: «Дочери СОСО»

Беркович и Петрийчук арестовали в тот же день, с тех пор они находятся в СИЗО. Пьеса «Финист Ясный Сокол», которая и стала причиной их преследования, — о женщинах, познакомившихся в интернете с членами ИГИЛ и уехавших в Сирию в поисках своего счастья — получила две «Золотые маски». В мае активисты ультраконсервативного движения НОД (Национально-освободительного движения) написали на постановку: «По нашему мнению, спектакль “Финист ясный сокол” по пьесе С. Петрийчук режиссера Е. Беркович, увиденный нами 19 мая 2021 года, является инструментом информационной войны против безопасности России. Мы просим правоохранительные органы обратить на него внимание!». В 2022 году на пьесу написал донос художественный руководитель нижегородского театра Владимир Карпук, он посчитал постановку «русофобской». Карпук ставит пьесы «в поддержку СВО, за страну, за культуру, за государственность».

Лизавета Цыбулина